Разобраться в путаных названиях самоцветов и их происхождении зачастую бывает очень сложно не только покупателям, но даже самим продавцам. В этой статье мы постараемся познакомить Вас с элементарной классификацией камней и коротко поговорим об искусственных (созданных человеком) материалах.
Группы камней в геммологии
С точки зрения современного ювелирного рынка, все используемые самоцветы можно разделить на несколько условных групп:
- природные необлагороженные камни, добытые на месторождениях, не подвергавшиеся улучшению характеристик;
- природные облагороженные камни, подвергнутые специальной обработке для усиления их цвета, прозрачности, игры и других свойств;
- синтетические аналоги минералов, которые абсолютно идентичны природным камням по химическому составу и свойствам. Такие камни выращивают в лабораторных условиях, поэтому в английском языке за ними закрепилось название “labgrown”;
- искусственные имитации – материалы, созданные человеком, которые лишь внешне схожи с природными минералами, однако имеющие совершенно иной состав и свойства.
Именно об искусственных имитациях мы и расскажем.
Фианит и наноситал
Фианит (диоксид циркония ZrO2) получил свое название по аббревиатуре советского института ФИАН (Физический Институт Академии Наук), где и был синтезирован в 1970 г. Достаточно высокая твердость, яркий блеск, радужная игра света моментально сделали фианиты популярной имитацией бриллиантов. Возможность синтезировать фианиты разных цветов использовалась в ювелирной промышленности для замены фианитами рубинов, изумрудов, сапфиров.
Почти 50 лет фианит используется в изготовлении ювелирных изделий. На данный момент он уже утратил популярность покупателей и ювелиров, проще говоря, надоел. Ему на смену в начале 21 века пришел наноситал. Наноситал — специальный ювелирный материал из группы ситаллов, являющихся стеклокерамикой.
Твердость наноситалов по шкале Мооса 8 (как у топаза), цветовая палитра абсолютно любая, дисперсия невысока. В отличие от фианита, огранка наноситала выглядит очень натурально и отлично подходит для имитации драгоценных и полудрагоценных камней. Некоторые наноситалы обладают александритовым эффектом, другие способны светиться или менять цвет в УФ-лучах, демонстрируя уникальные эффекты.
Стекла и стразы
Ювелирное стекло — самая древняя имитация, которую научился получать и использовать в украшениях человек. Это аморфный (без кристаллической решётки) материал, в основе которого оксид кремния (кремнезём). На сегодняшний день спектр цветов и оттенков стекла поражает воображение. Доступны различные специфические опции, такие как свечение в темноте, радужные переливы, свечение в УФ — почти всё, что можно вообразить. Подобное разнообразие связано с тем, что процесс изготовления стекла прост и допускает применение огромного количества добавок.
Еще один вид ювелирного стекла – стразы. Яркие переливы свинцового стекла страз сделали их популярными задолго до появления ювелирного дома «Swarovski Crystal». Добавка окиси свинца в массу кремнезема дает стекло, обладающее высокой рефракцией. Стразы стали имитировать блеск драгоценых камней.
Сам термин «страз» появился в 18 веке в честь эльзасского стекловара Г.Ф. Штрасса. Для имитации ювелирных камней он разрабатывал специальные составы стекла с высоким коэффициентом преломления.
Цветная пластмасса и композитные материалы
Смешение стилей и материалов в современном ювелирном деле привело к использованию в коллекциях различных композитов (составных материалов). Композит — смесь природной минеральной крошки с красящими полимерами. Могут использоваться любые пластики или эпоксидные смолы, а также наполнители. Доступность изготовления и отсутствие кристаллической решётки, как и в случае со стеклом, позволяют создавать имитации любых поделочных камней: начиная от бирюзы, заканчивая ларимаром, хризоколлой и т.п.
Главное преимущество таких имитаций — их невысокая стоимость и высокая надёжность в работе. Композитные материалы не сыпучие, не хрупкие и поддаются даже автоматизированной обработке, что позволило им довольно быстро распространиться по миру.
Синтетические гранаты
Отдельно следует упомянуть выращенные гранаты. Они занимают промежуточное положение между имитацией и выращенными камнями — и вот почему.
В середине прошлого века в американских лабораториях компании Бэлл проводились эксперименты по росту кристаллов граната-пиропа. Однако полученный результат оказался слишком дорогим и затратным, поэтому было принято решение модифицировать кристаллы. Поиск решения привёл к идее о том, что некоторые элементы решётки нужно заменить. Одним из первых кандидатов на замену стал иттрий, тем более, что его атомы крайне редко, но встречались в составе природного минерала. Ученым удалось вырастить кристаллы с решеткой, полностью аналогичной гранату. Только вместо молекул марганца и кремния, которые находятся в составе природного минерала, место занял иттрий. Новый материал получил название иттрий-алюминиевого граната, положив начало целой ветви синтетических “гранатов” разного состава.
Выращенные гранаты обладали дисперсией, не уступающей бриллианту, это та самая радужная игра света на гранях кристалла. Начался ювелирный бум «даймонитов», «даймонеров» ― так их называли в ювелирном производстве.
Технологически правильные названия новых камней:
- иттрий-алюминиевый гранат (ИАГ);
- галлий-гадолиниевый гранат (ГГГ).
На самом деле, вариаций существует множество, например, ЛЮАГ (лютеций-алюминиевый), ИГГ (иттрий-галлиевый), ЖИГ (железо-иттриевый) и др. Однако их использование в ювелирном деле незначительно.
В начале 70-х годов свою популярность эти камни уступили фианитам, тоже творению рук человека, не имеющему аналогов в природе. Однако сейчас мода на изделия с ИАГ и ГГГ вернулась. Камни обладают потрясающими цветовыми сочетаниями, многие из которых невозможно встретить среди природных минералов, например ― неоновые цвета.