Этично ли покупать драгоценные камни?

Как концепция устойчивого развития влияет на ювелирный рынок

Английское слово Sustainability переводится как «устойчивость». В последнее время оно приобрело другое значение: термин употребляется для обозначения товаров, соответствующих этическим, экологическим и социальным нормам.

На ювелирном рынке появляются новые потребители — поколение миллениалов и зуммеров. Для них важны не только технические характеристики товара, но и история, которая за ним стоит. Синтетические (выращенные в лаборатории) драгоценные камни с этой точки зрения намного этичнее природных алмазов, изумрудов и рубинов.

Концепция устойчивого развития

Устойчивое развитие, или sustainable development, — концепция, сформировавшаяся в 1970-1980-х годах. Вначале отдельные ученые, а затем и международные общественные организации стали говорить о влиянии научно-технического прогресса на окружающую среду. Согласно этой концепции, развитие всех отраслей человеческой деятельности должно быть самодостаточным — не истощать природные ресурсы, не приводить к гибели отдельных видов, а поддерживать их на устойчивом уровне.

Устойчивое развитие не обязательно означает прекращение экономического роста. Это отказ от технологий, приводящих к невосполнимому истощению природных ресурсов. В 2000 году была принята международная декларация Хартия Земли, провозгласившая принципы уважения живого сообщества Земли, экологической ценности, социальной справедливости и ненасилия.

Что входит в понятие «устойчивости» камня

На ювелирном рынке «устойчивость» означает, что при добыче, обработке и транспортировке драгоценного сырья не нарушаются права человека, а производитель несет социальную ответственность и соблюдает экологические нормы.

Первое: этичность

Добыча и производство природных драгоценных камней — темная сторона рынка роскоши. Вы наверняка слышали про «кровавые» алмазы: деньги, полученные от их продажи, идут на финансирование повстанческих движений и оккупационных армий. С выходом фильма «Кровавый алмаз» (Blood Diamond) в 2006 году репутация природных драгоценных камней существенно пострадала. Влияние продажи алмазов на вооруженные конфликты в Африке было признано ООН и другими международными организациями.

Это привело к появлению схемы сертификации процесса Кимберли. Страны-участники резолюции обязались ввести уголовную ответственность за контрабанду «кровавых» алмазов. Известные бренды не хотели портить свою репутацию сотрудничеством с лицами, уличенными в контрабанде, и (даже гипотетически) спонсировать вооруженные конфликты.

Тем не менее, схема сертификации процесса Кимберли неоднократно подвергалась критике. Ее требования предъявляются не к конкретному камню, а к партии необработанных алмазов. Прежде чем попасть к потребителю, драгоценный камень неоднократно меняет собственника, и отследить этичность взаимодействия с ним очень сложно.

С цветными драгоценными камнями ситуация еще сложнее. Их добыча и обработка осуществляется в 47 странах мира, расположенных на 6 континентах. В результате отследить траекторию каждого самоцвета крайне затруднительно: только спустя десятки лет удается проверить этичность его продажи.

Наиболее известные примеры «кровавых» драгоценных камней — бирманские рубины и нефриты. В Мьянме (бывшая Бирма) расположены уникальные месторождения драгоценных камней, представляющих огромную ценность для коллекционеров и ювелиров. Только в начале 2000-х было установлено, что средства от продажи драгоценностей служили основным источником финансирования военной хунты, находившейся у власти еще с 1960-х.

Гражданская война в Камбодже с участием «красных кхмеров», возможно, была бы менее продолжительной и кровавой, если бы не сапфиры: камни из провинции Пайлин стали источником дохода для одной из сторон конфликта. Месторождения в Танзании, Афганистане, Шри-Ланке, Эфиопии и Пакистане также связывают с террористическими режимами и насилием. К сожалению, проконтролировать путь каждого такого камня практически невозможно.

С выращенными драгоценными камнями все иначе. Его историю можно легко отследить от начала до конца — с момента, когда заготовка будущего кристалла появилась в лаборатории, и до продажи конечному потребителю. Покупатель может быть уверен, что такой драгоценный камень не связан с контрабандой, насилием и войнами.

Второе: социальная ответственность

Природные богатства страны не всегда приводят к экономическому благосостоянию ее жителей. Часто бывает ровно наоборот: в горнодобывающей промышленности используется дешевая рабочая сила, а принципы социальной ответственности бизнеса не соблюдаются. Например, в процессе добычи драгоценных камней участвует около 215 млн детей по всему миру — из-за субтильного телосложения им проще спускаться в шахты. Они работают по 6-7 дней в неделю, поэтому не получают даже среднего образования, а к наступлению взрослого возраста становятся инвалидами из-за тяжелых условий труда. Техника безопасности на таких предприятиях зачастую не соблюдается: например, смертность шахтеров в ЮАР на 20% выше, чем среди остального населения.

Похожая ситуация наблюдается в Мьянме, Пакистане, на Мадагаскаре и в Замбии. Всего несколько лет назад Колумбия заявила об отказе от детского труда на своих знаменитых изумрудных рудниках. Это считается большим достижением — наряду с тем, что колумбийские изумруды считаются эталоном качества во всем мире и оцениваются в сотни тысяч долларов за карат.

Дети работают не только в шахтах. В Индии их привлекают к огранке и полировке драгоценных камней: считается, что у юных работников лучше зрение и более развита мелкая моторика. Начав работать в детском возрасте, они не могут получить нормальное образование, а потому шансов улучшить свое положение у них практически нет.

Выращенные лабораторные камни не связаны с нарушением социальной ответственности бизнеса. Компании, занимающиеся их производством, не задействуют детский или рабский труд, выполняют требования местных норм права, следят за соблюдением правил охраны труда и производственной безопасности.

Третье: экологичность

Для добычи одного карата природных алмазов нужно переработать 200-250 тонн земли. В этом процессе участвует тяжелая техника, использующая огромное количество нефтяных невозобновляемых углеводородов — нефти, дизеля, газа и бензина. Все это оказывает губительное воздействие на окружающую среду: годовой объем выбросов углекислого газа горнодобывающей промышленности равен выбросам от 1.5 млн транспортных средств за тот же период.

Подземная добыча многих природных камней ведет к вырубке лесов и эрозии почвы. Это касается не только алмазов, но также рубинов, сапфиров и других самоцветов. Несмотря на то, что добыча осуществляется на сравнительно небольшой глубине, она также наносит природе непоправимый урон.

Выращивание синтетических драгоценных камней в лаборатории тоже не всегда экологично. Например, в Китае для синтеза алмазов используется преимущественно метод HPHT, который также оставляет после себя значительный «углеродный след». Но многие современные методы безопаснее для экологии, чем HPHT, и тем более — чем добыча природных ископаемых.

Кто выбирает этичные драгоценности?

Ювелирные украшения с синтетическими (выращенными) драгоценными камнями выбирают многие знаменитости: Меган Маркл, Джулия Робертс, Эмма Уотсон и Риз Уизерспун.

Среди прочих — Леонардо Ди Каприо, сыгравший главную роль в том самом фильме «Кровавый алмаз». Он же является одним из инвесторов компании Diamond Foundry, которая занимается выращиванием синтетических алмазов — этичных, экологичных, с нулевым углеродным следом.

Этой же позиции придерживаются и многие ювелирные бренды. Например, Jared, Джеймс Аллен, Pandora и другие компании предлагают покупателям украшения с выращенными самоцветами.

Смогут ли выращенные драгоценные камни составить конкуренцию природным?

Изначально синтезированные камни воспринимались как доступная альтернатива природным. Проблема в том, что ювелирный рынок — рынок предметов роскоши. Здесь доступная цена — скорее недостаток, чем преимущество.

Представьте, что вам предложили купить Maybach дешевле его обычной цены. Он имеет такие же технические характеристики, так же выглядит, и неспециалист не отличит его от такого же, собранного американским производителем. Разница лишь в том, что этот автомобиль — не оригинальный, а его недорогая копия. Звучит не так круто, как если бы вы могли позволить себе оригинальный Maybach, правда?

Продолжим аналогию. В 2003 году на рынке автомобилей премиум-класса появилась компания Tesla. Ее основной идеей стало производство электромобилей — таких, которые менее вредны для экологии, современны и ориентированы на молодое поколение потребителей. В 2021 году Tesla стала самой дорогой автомобильной компанией мира.

Цена — не единственное, и не главное отличие синтетических драгоценных камней от природных. Миллениалы и зуммеры хотят знать, как их решения при выборе тех или иных товаров влияют на окружающий мир. Они сознательно отказываются от пластиковых пакетов, тратят время на сортировку мусора и утилизацию батареек, покупают экотранспорт и веганскую краску для волос. Эти потребители готовы покупать товары с учетом их репутации.

Наша компания занимается производством и продажей этичных синтетических драгоценных камней.

Rusgems