Виды обработки ювелирных камней

Искусство обработки драгоценных камней было знакомо жителям Древнего Египта, Индии, Междуречья. В основном это была шлифовка для придания камню какой-то формы.

Постепенно ювелирное мастерство совершенствовалось. Современная огранка (или фацетирование: facet (англ.) ― грань) – целая комплексная наука по выбору, оценке минерального сырья, его распиловке, а затем уже шлифовке и (одно из самых важных) полировке. Именно поэтому мастер высокого уровня способен создавать уникальные произведения ювелирного дизайна.

Вы можете выбрать и купить натуральное сырье в нашем интернет-магазине, а так же заказать его огранку.

Зачем нужна обработка камня

Специалист-огранщик, обрабатывая камень, одновременно решает несколько непростых задач. Необходимо правильно оценить исходные данные минерала: его размер, пропорции, прозрачность, форму, цвет и чистоту, чтобы подать их в максимально выгодном варианте, при этом не неся избыточных потерь по массе.

По нашей классификации, существует три основных вида обработки камня. Это собственно огранка, кабошон и резьба. Но все три типа могут запросто сочетаться между собой или даже использоваться одновременно. В этой статье нас будут интересовать кабошон и огранка как наиболее характерные способы обработки камней в украшениях.

Что такое кабошон

Кабошон (от фр. cabochon) это один из первых методов обработки драгоценных и полудрагоценных каменей, изобретенный человечеством. Такая технология подходит для абсолютно всех видов камней в зависимости от художественного замысла. От совершенно непрозрачных камней (например, лазурита, до прозрачных, таких, как топаз). Единственное исключение – алмаз. На данный в ювелирном мире нет ни одного известного нам алмаза, который был бы обработан таким способом. Главная причина – невероятная твёрдость минерала, не позволяющая использовать классические способы обработки.

Кабошоны имеют гладкую отполированную поверхность, выпуклую с одной стороны и плоскую (или выпуклую/вогнутую с другой). Обработка «кабошон» подчеркивает текстуру и глубину цвета камня, усиливает эффекты астеризма или иризации.

Для кабошона наиболее характерны формы:

  • круг;
  • овал;
  • груша;
  • сахарная голова;
  • бриолет.

Остальные формы (квадрат, сердце, октагон и т.п.) используются значительно реже.

Что такое огранка камня

В общепринятом понимании, огранка – это способ обработки материала, при котором на его поверхность наносятся плоские грани-фигуры. При этом тип фигур, их сочетание между собой, количество могут варьироваться самым широким образом. Цель огранки – усилить эстетический эффект от материала, подчеркнуть его оптические преимущества, придать законченный художественный вид. При этом огранке, разумеется, могут подвергаться не только прозрачные, но также поделочные камни. Однако именно в случае с прозрачными материалами огранка создаёт игру за счёт переотражений, преломления и дисперсии.

Формы огранки

Классическая бриллиантовая огранка «Standard Round Brilliant cut» это круг с 57 гранями. Из них 33 грани находятся в короне над рундистом, а 24 образуют павильон. Разработал стандарт математик из Польши Марсель Толковский в 1919 году.

Он обосновал свое изобретение строгим математическим расчетом. Именно столько граней нужно, чтобы раскрыть неповторимый блеск и красоту камня. С тех пор для бриллиантов и для цветных камней огранка Толковского считается эталоном.

Для цветных камней классической формой огранки считаются:

  • круг;
  • овал;
  • маркиз;
  • багет;
  • груша;
  • квадрат;
  • октагон;
  • сердце;
  • триллиант;
  • кушон (антик);
  • бриолет.

Мастер-огранщик выбирает форму и вид огранки камня, максимально подходящую к его исходным данным, физико-химическим и оптическим параметрам.

Виды огранки камня по форме наносимых граней

Грани, наносимые на камень – это всегда плоские фигуры, многоугольники различной конфигурации. Это могут быть треугольники, четырёхугольники, шестиугольники и т.п., а также их комбинации в одном камне. В зависимости от «рисунка» нанесения граней и их количества, различают виды огранки.

Наиболее популярные виды – ступенчатая и клиньевая огранки. Ступенчатая огранка выполняется преимущественно четырёхугольными гранями-трапециями, которые расположены чёткими уровнями (ярусами), похожими на ступеньки. В сочетании с формой «октагон» ступенчатая огранка называется изумрудной. Среди клиньевой огранки нужно упомянуть следующие виды:

  • классическая бриллиантовая клиньевая огранка 57 граней ― сочетание треугольных и многоугольных граней вытянутой формы;
  • португальская огранка ― ярусное расположение клиновидных граней;
  • принцесса ― огранка преимущественно треугольными гранями.

Очень часто в одном камне сочетаются сразу несколько видов огранки. Корона камня выполняется в классической бриллиантовой огранке, а павильон может быть выполнен португальской или ступенчатой. Это глобальная тенденция при огранке природных и выращенных (лабораторных) камней.

Кроме того, при одном и том же типе огранки можно варьировать количество самих граней (например, количество уровней-ярусов для португальской и ступенчатой огранки).

Эта классификация не является научной, а скорее призвана для упрощения понимания.

Форма огранки, количество граней, их геометрия и расположение влияют на игру камня. Лучше всего, с точки зрения оптики, играют изометричные камни (круг, квадрат, триллиант). Большее количество граней позволит добиться более яркой игры. Однако это правило не работает для небольших камней (очень условно — менее 6 мм) из-за слишком малой разницы в углах наклона граней и для камней с высоким и показателем преломления. В этом случае игра камня «забивается» многочисленными бликами.

Огранку можно невероятно интересно сочетать с резьбой по камню. В этом случае рождаются нестандартные формы и неожиданные оптические эффекты переотражений, где традиционная игра камня переплетается с визуальными художественными искажениям.

Как называются части огранённого камня

Различные части ограненного кристалла имеют свои профессиональные названия:

  • Рундист – линия, очерчивающая форму камня, образующая его периметр. Плоскость рундиста параллельна площадке. Рундист проходит по условному центру и делит камень на верхнюю и нижнюю части.
  • Площадка ― «главная» верхняя грань кристалла, своеобразное смотровое окно, обычно она самая большая по площади.
  • Корона ― верхняя часть камня между площадкой и рундистом.
  • Павильон – вся часть камня ниже рундиста.
  • Калетта, шип, ребро – нижняя точка камня, это может быть грань (калетта), либо точка/отрезок схождения граней (шип или ребро соответственно).

При огранке теряется значительная часть исходного веса кристалла. Очень усреднённым может считаться показатель в 80% потерь, хотя для отдельных минералов и задач разброс может быть поистине любым.

Качественная огранка

Под качественной огранкой мы понимаем сочетание чёткой геометрии (когда стороны-рёбра граней сходятся в точку) и однородную полировку без изъянов даже при многократном увеличении через лупу. Качественная огранка нужна для того, чтобы:

  • Добиться игры камня. Лучи света, проникающие в глубину минерала, отражаются от граней и выходят обратно, создавая ту самую игру. Для этого мастеру очень важно знать пропорции и углы огранки для каждого минерала!
  • Предотвратить большую потерю веса и сохранить красоту камня. Правильно выбранный вид обработки минимизирует недостатки камня, может визуально сделать его больше, заметнее и максимально использовать размер кристалла тогда, когда это действительно важно.
  • Усилить интенсивность цвета, спрятать или наоборот показать оттенки и иные эффекты камня.
  • Защитить хрупкие части кристалла от разрушения. Например, когда мастер избегает острых подверженных сколу углов в особо «опасных» частях кристалла, стараясь заменить их гранью.

Огранённые по-разному камни могут иметь разительные отличия в игре и цвете. Погоня за узнаваемостью и нюансом игры – дело всей жизни для любого серьёзного мастера. Известные мастера и целые ювелирные компании имеют свои собственные разработки и способы огранки. Например, компания «Pomellato» имеет свой собственный запатентованный и очень узнаваемый способ огранки в виде грибочка, «Pasquale Bruni» — в виде цветка с пятью лепестками. В любом случае, с дизайнерской или классической огранкой, качественно выполненная обработка кратно повышает стоимость камня на ювелирном рынке.

Rusgems