Миф: синтетические камни должны стоить дёшево. На самом деле, чтобы правильно ответить на вопрос, сначала необходимо уточнить ряд нюансов.
О каких синтетических камнях идёт речь?
Сегодня, говоря о синтетических камнях, мы часто не задумываемся, что это понятие включает в себя очень широкий перечень материалов: от ювелирного стекла до выращенного алмаза. Пожалуй, единственное, что объединяет эти материалы – это их искусственное происхождение. В остальном мы можем наблюдать радикальные различия, в том числе и в цене.
Синтетические камни подразделяются на несколько классов: имитации и настоящая синтетика (выращенные камни). К первой группе относятся искусственные материалы, которые лишь внешне напоминают природные, но совершенно иные по составу и свойствам. Классическими примерами являются стекло и фианит (могут по цвету имитировать абсолютно любой камень, от бесцветного алмаза до тёмно-синего сапфира или даже меняющего цвет султанита). При этом ни стекло, ни фианит свойствами названных природных минералов не обладают. В подавляющем большинстве случаев имитации (речь идёт именно о ювелирных имитациях) сильно уступают в цене своим природным аналогам, ведь их основная цель – массовый рынок.
Совершенно иначе обстоят дела с выращиванием драгоценных камней. И не только алмазов. Основное отличие от имитаций в том, что главная задача — полное повторение всех свойств природных минералов без каких-либо компромиссов. Иными словами, если мы выращиваем изумруд, то по своему составу и всем свойствам это будет именно настоящий изумруд – созданный человеком.
Традиционно, чем выше качество производимого продукта, тем выше затраты на его производство. В случае с выращенными камнями стоимость процесса складывается из следующих факторов:
1. Идеальные компоненты
Исходные природные минералы, которые используются для роста, должны быть определённым образом подготовлены: равномерно измельчены (определённый размер частицы), перемешаны, тщательно очищены от посторонних примесей. Такие манипуляции сами по себе являются отдельным технологическим ноу-хау.
2. Выверенный рецепт
Перед запуском процесса всегда требуется время для наработки технологии (по сути, эксперимента): любой новый цвет или оттенок — даже исходное сырье с другого месторождения — требуют корректировки режимов, пропорций. А идеальных условий в таком деле не бывает.
3. Особые энергорешения
Кристалл всегда потребляет огромное количество энергии для роста. Это связано с необходимостью в течение длительного времени роста поддерживать определенные высокие температуры и/или давление.
4. Драгоценные металлы
Часто в роли расходных материалов выступают драгоценные металлы, такие, как платина или золото. Это обусловлено их уникальными химическими свойствами не вступать в реакцию с раствором или расплавом (а значит, не влиять на будущий кристалл).
5. Бдительный контроль
Процессы роста могут занимать от нескольких недель до многих месяцев — и всё под постоянным контролем специалистов, при непрерывном потреблении электричества.
На финальном этапе, когда кристаллы сформированы, должна происходить сортировка материала по качеству: от самых чистых и равномерно окрашенных до непригодных к огранке: с большим количеством внутренних включений (например, газовые включения при методе Чохральского) или девиантным цветом. Да-да, выращенные человеком камни тоже не идеальны!
Помимо самого процесса роста необходимо учесть и такой важный фактор, как контроль за вредными выбросами и переработка побочных продуктов для последующего повторного использования. На совершенствование этих технологий тратится значительное количество ресурсов.
Разумеется, себестоимость синтетических камней зависит и от количества производимой продукции. Так, для фианита или стекла — это десятки и сотни тонн в месяц, существенно распыляющие затраты на всю партию. Для выращенных камней размер партии может составлять не более 5000 карат (1кг) в год. Эта же логика будет действовать при сравнении цены выращенных камней с ценой природных «полудрагов». Иногда это даже приводило к тому, что синтез определённого вида минералов так и не выходил за рамки эксперимента: затраты на рост кристалла превосходили затраты на его добычу в природных условиях. Такая ситуация сложилась, например, с красным гранатом-пиропом.
Пожалуй, самой простой и понятной аналогией будет аналогия с производством автомобилей. Например, отечественные марки, популярные 30 лет назад, и выдающиеся экземпляры премиального немецкого автопрома. Здесь и разница в цене и разница в качестве, количество выпускаемых машин в год, престиж марки и история бренда. И не стоит делать поспешных выводов о превосходстве одних марок над другими: каждый класс автомобилей имеет свои преимущества. Жертвуя комфортом, высокими стандартами и дорогим внешним видом, мы получаем сильное снижение себестоимости. И наоборот.
Подведём итоги
Понятие «синтетический камень» очень ёмкое. На сегодняшний день в привычном языке оно охватывает как искусственные имитации, так и выращенные (подлинно синтетические) кристаллы. Существует множество технологий синтеза, различающихся по качеству получаемой продукции и затратности процессов. В совокупности с объёмами производимых материалов эти факторы и ложатся в основу ценообразования, разделяя искусственные камни на дешёвые и дорогие.